По словам Марка Уоррела, менеджера по производству одной из крупных ферм аквапоники в Неваде, в секторе аквапоники показан сильный рост. Что дает возможность выдвинуть предположение о перспективности этой отрасли. Коммерческий сектор – реальная бизнес-модель, способная в будущем обеспечить существенный вклад в поставку продуктов для населения.
Это же подтверждает его коллега, ТреворБирба: из-за изменений, произошедших с климатом, произошли потери плодородных земель. Снижение полезной площади обеспечивает рост популярности наземной аквакультуры. Притом, по словам Ребекки Нельсон, соучредителя одной из крупнейших компаний по поставке оборудования для работы с аквапоникой, растет не только количество аквапонических ферм, но и их размеры. Это позволяет повысить объем инвестиций, которые готовы вносить представители различных слоев общества: от врачей до школьных учителей.
Главное достоинство аквапоники – завидная устойчивость, которая привлекает многих. Но насколько соответствует действительности продолжительность удержания на плаву аквапонических ферм?
Уилсон Леннард, консультирующий в Европе и Северной Америке, утверждает, что аквапоника, скорее, переживает период отделения зерен от плевел. Австралийский консультант считает, что, хотя на рынок и заходят новые игроки, многие из них теряют реальные деньги. Вне нишевых рынков аквапонические фермы могут хорошо стартовать, но только в том случае, если в этих районах отмечается плохое качество почвы.
В умеренном климате особых успехов у аквапоники не отмечено. Мало просто закупить оборудование, нужно еще иметь хороший опыт в рыбоводстве. Отсутствие реального опыта приводит к тому, что люди открывают аквапоническую ферму, считая, что это модно. В результате владельцы не получают большого объема растений и рыбы. Наоборот, современная аквапоника может легко приносить и убытки.
Поэтому имеет смыл предварительно проходить обучение по работе с аквапоникой. И обязательно – ознакамливаться с практическим опытом в рыбоводстве. Решающей становится долгосрочная поддержка начинающих фермеров, которую предлагают такие фирмы, как NelsonandPade. У них есть 30-тилетний опыт работы. А также оборудование, оснащенное стандартным процедурами, инструменты, обеспечивающие успешную работу системы.
Из всех неудач и провалов можно извлечь уроки: правильно проектировать системы, эффективнее использовать пространство. Но это не самые сложные проблемы. Плохое бизнес-планирование и провальная маркетинговая стратегия также мешают аквапонике выйти на мировой рынок.
Поэтому однозначного решения по аквапоническим фермам нет. Возможно, они так и останутся в своих нишах, обеспечивая продукцией районы с плохой водой и почвой. Но, возможно, через сотни лет вся поверхность Земли будет покрыта водой. И тогда промышленные теплицы с аквапоникой будут кормить всю планету.